• Истории о чудовищном, наполненном злом, проклятом дереве, - будь то дерево висельников, или кровавое древо, или дерево бродячее, - существуют по всей Европе. Это как раз тот случай, когда старые языческие представления смешались с представлениями христианскими, и в итоге получился образ весьма жуткий и пугающий.
Начать, наверное, надо с того, что во многих старых сказках деревья имеют возможность говорить, двигаться и сходить со своего места – дух дерева, который в нём живет, наполняет дерево жизнью, и от того, добрый это дух, или злой, будет зависеть и то, как поведет себя такое весьма бойкое древо. Но влияет на растения не только его дух - влияет и само место, где оно растет, и в зависимости от того, что тут происходило, деревья могут становиться наполненными злом или добром и миром.
Образ дерева повешенных восходит, по всей вероятности, к деревьям для принесения жертв или к похоронным деревьям. И скандинавскому Одину, и кельтскому Эсусу приносили жертвы, вешая их на деревьях, но и до этих богов кое-где в Европе существовал обычай хоронить своих мёртвых, вешая их тела в кожаных мешках на ветках. При этом нередко считали, что душа не уходит от тела до тех пор, пока скелет полностью не очистится от плоти, поэтому такие деревья были населены довольно беспокойными и не всегда благорасположенными духами мёртвых. В более позднее время на деревья попадали уже не жертвы, а преступники, которые и при жизни добрым нравом не отличались, поэтому деревья повешенных еще более стали ассоциировать со злом и призраками. Кроме того рассказывали, что если под каким-нибудь деревом похоронят человека, душа которого не получила успокоения, то через какое-то время беспокойный дух получит над деревом власть, под корой его вместо сока потечет кровь, а само дерево начнет сходить со своего места и преследовать припозднившихся путешественников. Ну а еще непременно надо сказать, что в христианское время на все эти представления наложилась вдобавок и легенда о повесившемся Иуде, и о дереве, на которое из-за этого легло вечное проклятие.
© Shellir
Начать, наверное, надо с того, что во многих старых сказках деревья имеют возможность говорить, двигаться и сходить со своего места – дух дерева, который в нём живет, наполняет дерево жизнью, и от того, добрый это дух, или злой, будет зависеть и то, как поведет себя такое весьма бойкое древо. Но влияет на растения не только его дух - влияет и само место, где оно растет, и в зависимости от того, что тут происходило, деревья могут становиться наполненными злом или добром и миром.
Образ дерева повешенных восходит, по всей вероятности, к деревьям для принесения жертв или к похоронным деревьям. И скандинавскому Одину, и кельтскому Эсусу приносили жертвы, вешая их на деревьях, но и до этих богов кое-где в Европе существовал обычай хоронить своих мёртвых, вешая их тела в кожаных мешках на ветках. При этом нередко считали, что душа не уходит от тела до тех пор, пока скелет полностью не очистится от плоти, поэтому такие деревья были населены довольно беспокойными и не всегда благорасположенными духами мёртвых. В более позднее время на деревья попадали уже не жертвы, а преступники, которые и при жизни добрым нравом не отличались, поэтому деревья повешенных еще более стали ассоциировать со злом и призраками. Кроме того рассказывали, что если под каким-нибудь деревом похоронят человека, душа которого не получила успокоения, то через какое-то время беспокойный дух получит над деревом власть, под корой его вместо сока потечет кровь, а само дерево начнет сходить со своего места и преследовать припозднившихся путешественников. Ну а еще непременно надо сказать, что в христианское время на все эти представления наложилась вдобавок и легенда о повесившемся Иуде, и о дереве, на которое из-за этого легло вечное проклятие.
© Shellir