• Совсем скоро, 21 июня, в начале следующей недели будет Лита – день летнего солнцестояния, один из праздников Колеса года.
Лита, с одной стороны, начало астрономического лета, а с другой – после этого дня солнце поворачивает на зиму, и день начинает понемногу убывать.
Названий у праздника много – Лита, Лиго, Мидсам, Солнцекрес, Купала, Водицы, Расос, Йонсок, Иванов день, у германцев этот праздник назывался Трилита - Три Дня Литы, три самых длинных дня и три самых коротких ночи, время, когда сила земли находится на своём пике, и волшебство пропитывает мир вокруг нас.
Лита – праздник не кельтский, его праздновали германо-скандинавские народы, балты, восточные и западные славяне, но все же нет оснований утверждать, что солнечные годовые точки были друидам неизвестны: есть много предположений о том, что праздники кельтского креста, занимающие промежуточное положение между праздниками креста солнечного, рассчитывались именно от солнечных точек. А в докельтской культуре Британских островов солнечные астрономические точки тем более были известны - древнейшие культовые постройки, такие как Стоунхендж или Ньюгрейндж, сориентированы именно по солнечным праздникам.
В викканской традиции Лита – праздник официального бракосочетания Богини и Бога, и оба они в этот день меняют свои лики и статус – на смену паре юноши и девушки приходят лики жены рождающей и отца.
В какой бы стране не праздновали Летнее солнцестояние, можно выделить несколько общих мотивов, характерных для этого торжества. Например обязательно складывали костры, один из которых должен был быть высоким, «огнём до небес» - такой огонь служил мостом или вратами между небом и землей. Через другие костры прыгали, чтобы огонь Иванова дня очистил и дал силы, сжигали в них неудачи и болезни, проходили в дыму костров, чтобы получить очищение и благословение этого дня. Вода тоже была в эти дни волшебной – считалось, что дневная вода, также как и огонь, горящий ночью, очищает людей от болезней и всякого зла, поэтому в этот праздник купались, окатывали друг-друга водой, умывались росой и купались в ней.
В эту ночь считалось правильным не спать всю ночь напролет – благо, она коротка. У тех народов, где Лите придавалось особенное значение, эта ночь считалась самой волшебной в году: верили, что деревья в эту ночь переходят с места на место и разговаривают между собой (и не только деревья, но и травы тоже), получают возможность говорить человеческим голосом животные и птицы, - а человек знающий может их разговоры подслушать; папоротник только в эту ночь на краткий миг распускается волшебным огненным цветком; открывается земля, обнажая все свои сокровища, открываются волшебные пути, луна купается в воде, наполняя ее силой. Души мёртвых в эту ночь могут приходить к людям, и становятся видны затонувшие города и слышны их праздничные колокола… Словом, грешно спать в такую волшебную ночь, тем более что не очень она и длинна.
Травы, собранные на Литу, считались самыми целебными и колдовскими, это вообще время, когда земля наполнена особой силой, и эта сила передается всему, что на ней растет, поэтому травники начинали сбор накануне Иванова дня, в «Зелёный канун», по первым утренним росам, и заканчивали его только к праздничной ночи. Плели из сильных трав и венки – некоторые как обереги в дома, на другие загадывали желание, отпуская их по воде.
© Shellir
Лита, с одной стороны, начало астрономического лета, а с другой – после этого дня солнце поворачивает на зиму, и день начинает понемногу убывать.
Названий у праздника много – Лита, Лиго, Мидсам, Солнцекрес, Купала, Водицы, Расос, Йонсок, Иванов день, у германцев этот праздник назывался Трилита - Три Дня Литы, три самых длинных дня и три самых коротких ночи, время, когда сила земли находится на своём пике, и волшебство пропитывает мир вокруг нас.
Лита – праздник не кельтский, его праздновали германо-скандинавские народы, балты, восточные и западные славяне, но все же нет оснований утверждать, что солнечные годовые точки были друидам неизвестны: есть много предположений о том, что праздники кельтского креста, занимающие промежуточное положение между праздниками креста солнечного, рассчитывались именно от солнечных точек. А в докельтской культуре Британских островов солнечные астрономические точки тем более были известны - древнейшие культовые постройки, такие как Стоунхендж или Ньюгрейндж, сориентированы именно по солнечным праздникам.
В викканской традиции Лита – праздник официального бракосочетания Богини и Бога, и оба они в этот день меняют свои лики и статус – на смену паре юноши и девушки приходят лики жены рождающей и отца.
В какой бы стране не праздновали Летнее солнцестояние, можно выделить несколько общих мотивов, характерных для этого торжества. Например обязательно складывали костры, один из которых должен был быть высоким, «огнём до небес» - такой огонь служил мостом или вратами между небом и землей. Через другие костры прыгали, чтобы огонь Иванова дня очистил и дал силы, сжигали в них неудачи и болезни, проходили в дыму костров, чтобы получить очищение и благословение этого дня. Вода тоже была в эти дни волшебной – считалось, что дневная вода, также как и огонь, горящий ночью, очищает людей от болезней и всякого зла, поэтому в этот праздник купались, окатывали друг-друга водой, умывались росой и купались в ней.
В эту ночь считалось правильным не спать всю ночь напролет – благо, она коротка. У тех народов, где Лите придавалось особенное значение, эта ночь считалась самой волшебной в году: верили, что деревья в эту ночь переходят с места на место и разговаривают между собой (и не только деревья, но и травы тоже), получают возможность говорить человеческим голосом животные и птицы, - а человек знающий может их разговоры подслушать; папоротник только в эту ночь на краткий миг распускается волшебным огненным цветком; открывается земля, обнажая все свои сокровища, открываются волшебные пути, луна купается в воде, наполняя ее силой. Души мёртвых в эту ночь могут приходить к людям, и становятся видны затонувшие города и слышны их праздничные колокола… Словом, грешно спать в такую волшебную ночь, тем более что не очень она и длинна.
Травы, собранные на Литу, считались самыми целебными и колдовскими, это вообще время, когда земля наполнена особой силой, и эта сила передается всему, что на ней растет, поэтому травники начинали сбор накануне Иванова дня, в «Зелёный канун», по первым утренним росам, и заканчивали его только к праздничной ночи. Плели из сильных трав и венки – некоторые как обереги в дома, на другие загадывали желание, отпуская их по воде.
© Shellir