• Латенская культура - это одна из известнейших культур кельтов, наряду, например, с гальштадтской (более ранней по сравнению с латенской). Это был общий культурный стиль многих кельтских племён железного века (бриттов, галлов, гельветов и др.), распространенный в период приблизительно от 450 года до н.э. до римской экспансии в 1 веке н.э. Названа она была по местечку (городищу) Ла-Тен в Швейцарии, где велись раскопки, а памятники этой культуры встречаются на территории современных Бельгии, восточной Франции, Швейцарии, Австрии, Южной Германии, Польши, Словакии, Словении, Венгрии, Румынии и Британии.
Считается, что латенская культура наследовала гальштадтской, из которой и развилась естественным образом под влиянием некоторых других соседних культур, например, культуры голасекка, греческой колониальной культуры и культуры этрусков. Во время формирования латенской культуры развивались кузнечное и гончарное дело, ювелирное и оружейное искусство, земледелие и появилось множество поселений и крепостей, многие из которых со временем стали ремесленными центрами - такими были, например, Бибракта или Алезия (оба города были центрами племени эдуев).
Кельты этого времени обрабатывали бронзу, железо, золото и серебро, причем если бронза использовалась для украшений и сосудов, то оружие и орудия производства были уже в основном железными.
Поселения этого времени строились в основном на возвышенностях и укреплялись. Дома были четырехугольными или круглыми (в зависимости от местности), и строились как правило на деревянном каркасе (который порой помещался на каменный цоколь) с использованием плетёнок из ветвей, которые обмазывали глиной, высокие крыши же покрывались соломой или тростником.
В отличие от гальшадтской культуры, в этот период почти перестали встречаться курганные захоронения; у разных племён этой эпохи использовалось либо огненное погребение, либо захоронение в земле; в последнем случае интересно, что предметы, которые складывали в могилы умерших, умышленно портили, ломали - предполагается, что это соотносится с представлениями, что в ином мире оживает только мёртвое, а не сломанный предмет "жив". Также в это время, видимо, все еще существовал культ отрубленных голов, т.к. изображение отдельной головы встречается достаточно часто.
Мотивы, использовавшиеся в искусстве этой эпохи преимущественно растительные, животные и геометрические, причем особое распространение получают так называемые "бегущие линии" - приём, когда линии орнамента "перетекают" одна в другую, это особенно хорошо видно в изображениях спиралей и трискелей; сейчас мы считаем этот способ одним из самых характерных для кельтской культуры. В эту эпоху были распространены торквесы - кельтский вариант гривны, символы власти и богатства (мы уже писали об этой разновидности украшений); сохранилось очень элементов конской упряжи, оружия (мечей, топоров, копий), щитов, сосудов (как металлических, так и керамики). В средний период Ла-Тена начали чеканить монеты.
© Shellir
Считается, что латенская культура наследовала гальштадтской, из которой и развилась естественным образом под влиянием некоторых других соседних культур, например, культуры голасекка, греческой колониальной культуры и культуры этрусков. Во время формирования латенской культуры развивались кузнечное и гончарное дело, ювелирное и оружейное искусство, земледелие и появилось множество поселений и крепостей, многие из которых со временем стали ремесленными центрами - такими были, например, Бибракта или Алезия (оба города были центрами племени эдуев).
Кельты этого времени обрабатывали бронзу, железо, золото и серебро, причем если бронза использовалась для украшений и сосудов, то оружие и орудия производства были уже в основном железными.
Поселения этого времени строились в основном на возвышенностях и укреплялись. Дома были четырехугольными или круглыми (в зависимости от местности), и строились как правило на деревянном каркасе (который порой помещался на каменный цоколь) с использованием плетёнок из ветвей, которые обмазывали глиной, высокие крыши же покрывались соломой или тростником.
В отличие от гальшадтской культуры, в этот период почти перестали встречаться курганные захоронения; у разных племён этой эпохи использовалось либо огненное погребение, либо захоронение в земле; в последнем случае интересно, что предметы, которые складывали в могилы умерших, умышленно портили, ломали - предполагается, что это соотносится с представлениями, что в ином мире оживает только мёртвое, а не сломанный предмет "жив". Также в это время, видимо, все еще существовал культ отрубленных голов, т.к. изображение отдельной головы встречается достаточно часто.
Мотивы, использовавшиеся в искусстве этой эпохи преимущественно растительные, животные и геометрические, причем особое распространение получают так называемые "бегущие линии" - приём, когда линии орнамента "перетекают" одна в другую, это особенно хорошо видно в изображениях спиралей и трискелей; сейчас мы считаем этот способ одним из самых характерных для кельтской культуры. В эту эпоху были распространены торквесы - кельтский вариант гривны, символы власти и богатства (мы уже писали об этой разновидности украшений); сохранилось очень элементов конской упряжи, оружия (мечей, топоров, копий), щитов, сосудов (как металлических, так и керамики). В средний период Ла-Тена начали чеканить монеты.
© Shellir