• Завтра, 1го мая - Бельтайн (Beltine, Bilfire, Belfire), Майский день, Ночь Костров, Канун Лета – кельтский праздник порога, отмечающий окончание темной половины года (начавшейся на Самайн, 1го ноября) и начало светлой, летней половины.
Бельтейн – время, когда Зимняя Старуха, Кайлех, хозяйка холодных ветров и плетельщица вьюги, устает от своих зимних забот, и, накануне Бельтейнского дня, входит в камень и сливается с ним, а наутро из того же камня появляется Летняя дева, увенчанная боярышниковым цветом и зеленью, Майская Королева, Зелёная Леди, воплощение светлой половины года. Парой Летней Богине становится Зелёный Человек, дух оживших растений и диких лесов, - сезонный, весенний лик Рогатого, и Бельтейн – их первая ночь любви.
Начало мая – время веселых праздников не только у кельтов; по всей Европе, в самые разные времена в это светлое время, когда зима сдает свои позиции и начинаются теплые летние дни и ночи, люди устраивали веселый праздник под открытым небом.
Традиции майского фестиваля немного различаются у разных народов, но можно выделить и общие моменты. Это, разумеется, майский костёр – новый, чистый огонь, в котором сгорает зима и из которого рождается лето. Такие костры складывали на возвышенностях, обращая внимания на те породы деревьев, которые будут кормить праздничный огонь. Этому огню приносили жертвы – когда-то кровавые, а позже – растительные: ему жертвовали хлеб и пироги, немного прошлогоднего зерна, пучки трав. Но Бельтейн – праздник не только огня, но и воды, и ей придавалось не меньшее значение, особенно воде волшебной – утренней и вечерней росе.
Еще одна общая традиция – бодрствование в течение всей ночи и встреча рассвета. Бельтейн – время, когда границы между мирами тонки, когда существа из потустороннего мира празднуют так же, как люди, и спать в такую ночь считалось опасным: сонного легче околдовать, легче увести. Но был тут и другой смысл – всю ночь Бельтейна люди находятся в гостях у потусторонних существ, - в лесах и полях, на природе, и гостят во время, традиционно принадлежащее не людям, т.е. ночью, а потом все наоборот, и духов приглашают к человеческим домам, на свою территорию, и в «людское время» - днём.
Обычай избрания Майской Королевы (May Queen) и иногда Майского Короля сейчас распространен по всей Европе. На роль Майской Королевы выбирается самая красивая девушка, на роль Короля – лучший из молодых людей, и на время празднования Бельтайна они становятся парой, даже если в обычной своей жизни таковой не являются. У Королевы и Короля обычно есть свита – процессия ряженых, которые благословляют дома и людей, задирают мужчин, гоняются за хорошенькими девицами, устраивают разные игры, состязания, шалости и, при случае, сражаются со свитой Старухи Зимы. Ряженые в любой традиции представляют собой существ из иного мира, и тут, в классической традиции Бельтейна – это гости из Волшебного Народа.
Майский Шест, украшенный цветами, лентами и гирляндами, с надетым на его вершину цветочным венком или оплетенным цветами тележным колесом – еще одна очень распространенная традиция. Майский шест (May Pole) – воплощение Зелёного Человека, с надетым венком – символ его соединения с Богиней, Зелёной Леди.
На Бельтейн заканчивается темная половина года, а вместе с ней завершается и власть Неблагого Двора, и начинается время Летнего, Благого Двора, уходит время Дикой Охоты, и начинается время Кавалькад Светлых, порой не менее, хоть и иначе, пугающих, чем процессии Зимнего Охотника. Но все же время Бельтейна – время радости и танцев, время любви и обещаний, время счастья и удовольствий, жаркого огня и живой воды.
© Shellir
Бельтейн – время, когда Зимняя Старуха, Кайлех, хозяйка холодных ветров и плетельщица вьюги, устает от своих зимних забот, и, накануне Бельтейнского дня, входит в камень и сливается с ним, а наутро из того же камня появляется Летняя дева, увенчанная боярышниковым цветом и зеленью, Майская Королева, Зелёная Леди, воплощение светлой половины года. Парой Летней Богине становится Зелёный Человек, дух оживших растений и диких лесов, - сезонный, весенний лик Рогатого, и Бельтейн – их первая ночь любви.
Начало мая – время веселых праздников не только у кельтов; по всей Европе, в самые разные времена в это светлое время, когда зима сдает свои позиции и начинаются теплые летние дни и ночи, люди устраивали веселый праздник под открытым небом.
Традиции майского фестиваля немного различаются у разных народов, но можно выделить и общие моменты. Это, разумеется, майский костёр – новый, чистый огонь, в котором сгорает зима и из которого рождается лето. Такие костры складывали на возвышенностях, обращая внимания на те породы деревьев, которые будут кормить праздничный огонь. Этому огню приносили жертвы – когда-то кровавые, а позже – растительные: ему жертвовали хлеб и пироги, немного прошлогоднего зерна, пучки трав. Но Бельтейн – праздник не только огня, но и воды, и ей придавалось не меньшее значение, особенно воде волшебной – утренней и вечерней росе.
Еще одна общая традиция – бодрствование в течение всей ночи и встреча рассвета. Бельтейн – время, когда границы между мирами тонки, когда существа из потустороннего мира празднуют так же, как люди, и спать в такую ночь считалось опасным: сонного легче околдовать, легче увести. Но был тут и другой смысл – всю ночь Бельтейна люди находятся в гостях у потусторонних существ, - в лесах и полях, на природе, и гостят во время, традиционно принадлежащее не людям, т.е. ночью, а потом все наоборот, и духов приглашают к человеческим домам, на свою территорию, и в «людское время» - днём.
Обычай избрания Майской Королевы (May Queen) и иногда Майского Короля сейчас распространен по всей Европе. На роль Майской Королевы выбирается самая красивая девушка, на роль Короля – лучший из молодых людей, и на время празднования Бельтайна они становятся парой, даже если в обычной своей жизни таковой не являются. У Королевы и Короля обычно есть свита – процессия ряженых, которые благословляют дома и людей, задирают мужчин, гоняются за хорошенькими девицами, устраивают разные игры, состязания, шалости и, при случае, сражаются со свитой Старухи Зимы. Ряженые в любой традиции представляют собой существ из иного мира, и тут, в классической традиции Бельтейна – это гости из Волшебного Народа.
Майский Шест, украшенный цветами, лентами и гирляндами, с надетым на его вершину цветочным венком или оплетенным цветами тележным колесом – еще одна очень распространенная традиция. Майский шест (May Pole) – воплощение Зелёного Человека, с надетым венком – символ его соединения с Богиней, Зелёной Леди.
На Бельтейн заканчивается темная половина года, а вместе с ней завершается и власть Неблагого Двора, и начинается время Летнего, Благого Двора, уходит время Дикой Охоты, и начинается время Кавалькад Светлых, порой не менее, хоть и иначе, пугающих, чем процессии Зимнего Охотника. Но все же время Бельтейна – время радости и танцев, время любви и обещаний, время счастья и удовольствий, жаркого огня и живой воды.
© Shellir