
Кабан – священное животное кельтов, воплощающее в легендах силу, крепость, ярость, мужество и другие позитивные качества; наряду с кабаном почиталась также и кабаниха – например, Хенвен (Белая Старуха), легендарное волшебное животное Уэльса. Образ волшебного кабана является одним из самых древних в кельтской мифологии, где он выступает как невероятно могучее, мудрое, обладающее пророческими и магическими способностями, но при этом злобное животное, олицетворяющее слепые силы природы и опустошающее земли. Кабан связывался как с воинами, считаясь их покровителем и защитником, так и с друидами.
Величайший из кабанов в ирландском мифе – Великий Кабан Турх Труйт (Twrch Trwyth), упоминаемый в легенде о Килухе и Олвен, а также в одном из стихотворений Книги Анейрина (Llyfr Aneirin). Само имя Турх Труйт обычно переводят как «Кабан Бегущий», он сын Тареда Вледига (возможно, имя переводится как Подземный Владыка).
Упоминается он также в «Истории Бриттов» под именем Troynt, а еще одна форма написания его имени – Torc Triath, так зовется великий волшебный кабан, принадлежащий богине Бригитте. У континентальных кельтов кабан был посвящен богине Ардуинне, покровительнице охоты, связанной с Арденским лесом (она изображалась едущей верхом на кабане).
Мотив охоты на кабана очень распространен в кельтском мифе, и нередко кабан выступает как животное-проводник, приводящее охоту в иной мир.
Кабана можно связать с несколькими фэдами Огама, - например, с фэдой Страф (Терновник).
© Shellir




У Г. Кружкова я прочитала следующее: "Кабан без щетины - эсхатологический образ, связанный с ирландским поверьем о великой битве в долине Черного Кабана, в которой погибнут все враги Ирландии"
Вы сталкивались с подобной информацией?
Кружков же, кажется, поэт и переводчик, а не историк? Впрочем, о космогонии и эсхатологии кельтов, в том числе островных, ничего доподлинно не известно, текстов не сохранилось. Кабан без щетины - это образ из лирики Йейтса (1897 год на минуточку). Возможно, в основе лежит какая-то из народных сказок - уже довольно поздних, хоть корнями и уходящих в традицию, - но с тем же успехом Йейтс мог это домыслить сердцем поэта )
Дело в том. что у меня работа по Йейтсу, и я хотела уточнить, встречали ли вы в других работах такую же трактовку символа.
Так как я, обратившись к большому количеству энциклопедий, подтверждения такой связи не обнаружила. Думала, может вы встречали
Кабан, как дичь Дикой Охоты - действительно встречается, наряду с оленем, зайцем и человеком (тут все зависит от периода и местности).
Касательно этого знаменитого "вепря без щетины" - возможно, вам будет полезна вот эта информация:
books.google.ru/books?id=glhvNnjjNagC&pg=PA17&l...
("A Yeats Dictionary: Persons and Places in the Poetry of William Butler Yeats", автор - Lester I. Conner, он преподавал в дублинском Тринити-колледже и считался одним из ведущих в Ирландии специалистов по Йейтсу)
Если ссылка вдруг не откроется - имеется в виду тот злосчастный кабан без щетины, погубивший Дирмеда в легенде о Дирмеде и Грэйн (Грайне)
а также комментарий Анны Блейз к пресловутому стихотворению Йейтса:
www.modernlib.ru/books/yeyts_uilyam_batler/stih...
www.readbookonline.net/readOnLine/47577/
- кстати, это, собственно говоря, примечание самого Йейтса. Так что Кружков, похоже, лишь суммирует изложенное У.Б.