• Гвин ап-Нудд (Gwynn ap Nudd) – валлийский бог потустороннего мира, король Аннуина и владыка мёртвых, господин Тилвит Тег (волшебного народа).
Имя Гвин ап-Нудд (строго говоря, сейчас его имя произносится как Гвин ап-Нит, но в русском языке уже сложилось иначе) может быть переведено как Сияющий сын Нудда (Нуады). Оно родственно ирландскому слову fionn – белый, сияющий, светлый, а в средние века валлийское gwyn еще и получило смысловые оттенки священности, святости, чистоты. При этом очень часто он описывается как «сияющий с темным ликом», хотя объяснения этому не дается.
Гвин был сыном Нуады, которого в Уэльсе, вероятнее всего, также называли Ллудом, внуком Бели Маура и Дон (богини Дану, матери клана Туата де-Даннан, волшебного народа), и, таким образом, племянником Арианрод ап-Дон и колдуна Гвидиона ап-Дон, бога-кузнеца Гованнона (Гоибниу) и Афаллаха, «Яблоневого» – бога, которого ассоциируют с мифическим запредельным островом Авалоном.
читать дальшеГвин был одним из самых почитаемых богов Уэльса, и легенды и истории о нём рассказывают чуть ли не поныне. Он считался королем волшебного народа, владыкой потустороннего мира, он выступал как хозяин мёртвых и как Дикий Охотник – собиратель и ловец душ. Охотничья ипостась у него действительно очень ярко проявлена, и, кроме легенд о Тёмной Охоте Зимы, он упоминается в таком качестве и в Мабиногионе, в истории о Килухе и Олвен: когда Килух собирает Великую Охоту на волшебного кабана Турх-Труйта, он зовет с собой Гвин ап-Нудда как «лучшего в мире загонщика» - того, без кого добыть волшебное животное вообще не возможно. Как и его отец, Гвин – хозяин волшебных псов, Cwn Annwn – псов Аннуина, волшебных гончих из Иного мира, а любимейший его пес – Дормарх, чудовищное существо, наполовину сотканное из тьмы; Дормарх сопровождает Гвина во время Дикой Охоты. В Уэльсе его зимними охотничьими угодьями считаются горы Кадайр Идрис, где часто слышали его охотничий рог, видели его гончих псов и слышали стук копыт Дикой Охоты. Порой видят с Гвином-Охотником и Леди Охоты – ужасную Мэллт и-Нос, хромую старуху, преследующую свои жертвы на колеснице, запряженной адскими жеребцами. Когда-то она была обычной женщиной, которая, правда, страстно любила охоту. Но когда ее муж, не разделявший ее охотничьих пристрастий, бросил ее одну со сломанной ногой на болотах умирать, да еще заплатил колдуну, чтобы навел на нее смертные чары, Гвин разрушил колдовство и увёл Мэллт (тогда еще Матильду) живой в Аннуин, и сделал её Леди Охоты.
Но при этом Гвин еще и воин, участвующий во многих сражениях и битвах, и божество, связанное со смертью, являющийся к мёртвому герою лишь только ворон слетит на его кровавые раны, чтобы забрать и увести его душу.
Но и этим его функции не ограничиваются. Он упоминается еще и как колдун (что, впрочем, не удивительно для Короля Иного Мира), как философ и учёный муж, как астролог и знаток движения небесных тел. Интересно, что в христианское время Гвин не стал восприниматься как демонический персонаж, как это порой происходило с другими дохристианскими божествами; его ловко вписали в новую систему, называя «стражем, которого господь поставил охранять мир людей от демонов Аннуина», чтобы те не вырвались из потустороннего мира наружу, к людям. Вообще, во время христианизации Ирландии и Уэльса Гвин вел довольно активную «светскую жизнь», встречался со святыми и героями – например, весьма известна его встреча со святым Колленом, которого Гвин звал живым в Аннуин, остаться с волшебным народом. Но Коллен выразил с этим идейное несогласие, облив Гвина святой водой, от чего якобы тот исчез.
Выступает Гвин еще и как один из двух сражающихся королей, сходясь каждый канун Бельтейна с Гвитиром ап-Грейдаулом (Победоносным, сыном Пылающего) в битве за прекрасную Крейдиллад – этот сюжет обычно соотносят с битвой Зимнего и Летнего Короля за госпожу земли.
При том, что Гвин – валлийский бог, есть у него и теснейшая связь с Гластонберийским холмом и Башней Гластонбери (Glastonbury Tor), которые находятся на территории Англии. Впрочем, поскольку Гвина назывют королем Тилвит Тег, то есть всего волшебного народа, а народ этот расселился по всем Британским островам, то почему бы ему не появляться и за пределами своего родного Уэльса. Холм Гластонбери считался входом в его владения, который закрылся, когда на этом месте построили монастырь. Но сам холм все еще остался священным местом, связанным с Гвином. Осенью из-за построенной на холме башне поднимается созвездие Ориона, Охотника, - и он все равно выходит из своего холма, поднимается в небо и ведёт над землёй свою Дикую Охоту.
© Shellir