воскресенье, 30 ноября 2014
Новая публикация из книги Жана Фриса "Божественный Котёл"
•
Береза (Betula pendula, Betula pubescens)
«Береза, невзирая на свой высокий ум,
Долго мешкала, прежде чем стать в строй.
Не из-за трусости,
Но благодаря своему величию.
Верхушки берез укрывают нас листьями,
И преображают нас, изменяя нашу блеклость»
«3. Зимние календы, тощие олени,
Желты верхушки берез, покинутое летнее жилье;
Горе тому, кто пустяком заслужит немилость»
«4. Саженцы зеленоверхой березы
Освободят от оков ногу мою;
Не раскрывай своей тайны юным»
«Благословенна береза в Голуэйской долине,
Чьи ветви падают одна за другой, попарно
Так будет, когда случится битва в Ардудви…
Благословенна береза из Памулона,
Ее можно будет увидеть, когда грудь и передние ноги оленя возвысятся…
Благословенна береза с вершин Динвитви,
Узнают ее, когда случится битва в Ардудви…»
«Гладкая благословенная береза, мелодичная и гордая,
Прекрасна каждая спутанная ветвь высоко на вершине твоей»
Это любимое многими...Это любимое многими дерево символизирует весну, свежую зелень и невинность. Его зеленые ветви фигурируют в бесчисленных майских празднествах, когда сельчане идут в лес и срезают ветки и даже молодые деревца, дабы принести «май» в поселок. Прикосновение такой ветки сулит здоровье и благословение. Двери домов и конюшен украшают березовыми ветвями. Когда листья высыхали, их растирали в порошок и давали скотине, чтобы уберечь ее от болезней и зла в течение года. Сжигая эти листья, как ладан, люди изгоняли злых духов. Первомайским утром многие девицы находили перед дверями свежую березовую ветку, или даже молодое деревце, оставленные в знак любви их кавалерами. Чтобы феи держались подальше от фермы на протяжении опасной Вальпургиевой ночи (Бельтайна), положите на порог березовую ветвь, а еще лучше – установите там целое молодое деревце. Любая ведьма, желающая войти в дом, сперва должна будет пересчитать все листья, - а это, ручаюсь, займет ее до восхода Солнца.
Кое-где березы выступали в качестве «майских деревьев», хотя ель и пихта в этом качестве встречаются чаще. Сражаясь с пережитками языческих обрядов, в 1225 году некий священнослужитель повелел Иоганну срубить майское древо в Аахене, - в ту пору местные жители устраивали веселые пляски под венками, украшавшими густую крону дерева. Последовавшие вскоре волнения стали политической проблемой, для разрешения которой власти неохотно позволили отмечать старые майские праздники официально. Вот гадание на трех березовых прутиках: очистите первый от коры целиком, второй - частично, а третий оставьте как есть. 22 июня положите их под подушкой. На следующее утро достаньте, не глядя, один из них. Выпавший жребий говорит о достатке будущего супруга: очищенный целиком обозначает бедного, покрытый корой – богатого, третий прутик указывает на средний достаток. Из березовых ветвей часто делали веники: их плели в течении двенадцати ночей, между зимним солнцестоянием и 6 января, когда Дикая Охота грохочет в застилающих небеса тяжелых тучах; эти ночи считались самыми длинными в году. Березовый веник, положенный на пороге, или же повешенный изнутри на двери – верный способ отогнать злые силы.
Этими вениками «сметают» болезни со свиней, и я уверен, что их воздействие на людей столь же эффективно. Когда над Альпами ярится буря, в очаг бросают березовую ветку, чтобы обезопасить себя от удара молнии. Амулет из березы, если при ношении он будет касаться кожи, убережет от судорог. Зная нужное заклинание, в березу можно изгнать 77 духов артрита: они обратят болезнь на дерево, и когда оно исцелится, то выздоровеете и вы. Весной целебные березовые листья добавляли в пищу и заваривали как чай (они стимулируют работу мочевого пузыря); иногда с некоторых участков дерева снимали кору и делали отверстия, чтобы собирать березовый сок («лесную воду») – однако я не одобряю эту практику, ведь она приносит дереву страдания. Из сердцевины березы варили крепкий клей (по свидетельству Плиния, его применяли кельты Галлии), а из блестящей коры делали водонепроницаемые футляры, головные уборы и листы для рукописей. Немецкая пословица гласит: «березового оружия долго приходится ждать» - иными словами, ветке нужно время, чтобы стать прочной. О чем-то подобном мог думать и Талиесин, писавший «Кад Годдо».
(Б) Валлийский бард Грифид аб Адаф ап Давид (1340 – 1370) сочинил длинную поэму, и посвятил ее «Срубленной березе, ставшей майским шестом в Лланайдлоесе». В недвусмысленных выражениях бард сетует, что дерево, прежде чем пасть от топора лесоруба, росло в чаще словно «величавый лесной скипетр… зеленый покров». А теперь оно недовольно тем, что над ним учинили насилие, грубо срубили и притащили в центр города, где оно и стоит, жалкое и несчастное. Пока береза росла в лесу, бард провел под ней много майских ночей вместе с любимой, - а теперь зеленые ветви увядают на рыночной площади, и в них не поют больше птицы ( см. К. Джексон, 1971)
© Жан Фрис, перевод: Ulfr Gunnarsson
В Огаме берёза ассоциируется с первой фэдой, Бьех (Beith).
@темы:
растения,
легенды и мифы,
акмэ Бьех,
Фрис