• Кад Годдэу, Кад Годдо, Кад Годдэх (Cad Goddeu), «Битва Деревьев» - средневековая валлийская поэма, входящая в «Книгу Талиесина». Точная датировка создания этой поэмы не представляется возможной – в тексте нет никаких исторических или географических указаний, но по стилю и языку принято относить ее к 9-10 вв. Битва Деревьев упоминается в триадах бардов, как «одна из трех битв, произошедших по пустой причине», из самого текста Cad Goddeu не ясно, из-за чего именно, но есть краткий пересказ сюжета в одном из манускриптов коллекции Пениарта (The Peniarth Manuscripts), хранящихся в национальной библиотеке Уэльса, где говорится, что битва состоялась между великим колдуном из Туата де-Данаан, Гвидионом ап-Доном, и королём Аннуина, Иного Мира, Арауном, из-за того, что Гвидион похитил у Арауна чудесных животных – белую лань, щенка гончей и, возможно, еще и чудесного чибиса. Битва состоялась при Кэр-Невенхир (в тексте Caer Ueuenhir), «Крепости высоких небес», которая упоминается и в других текстах как «крепость Иного Мира»), хотя иногда говорится, что свершалась она в легендарном Каледонском Лесу (Coed Celyddon).
читать дальшеСюжет битвы деревьев – еще одно отражение характерной для кельтского мифа битвы противоположностей: порядка и хаоса, света и темноты, проявленного мира и потустороннего, нового и старого, лета и зимы. Гвидион ап-Дон выступал в этом варианте битвы за свет, лето, проявленный мир и порядок, на его стороне сражались великанша-воительница Ахрен («Лес»), его брат – Аматэон ап-Дон, и его воспитанник – Ллеу Ллау Гифес (валлийский вариант Луга Длиннорукого).
Говорится, что по слову Гвидиона, и повинуясь его жезлу, поднялись на битву деревья – но если судить по контексту, деревья сражались с обеих сторон – например, на стороне Арауна сражался и Бран (Вран), «Бран сияющих ветвей», традиционно ассоциирующийся со священной ольхой («старшим деревом»), но кроме ольхи связывались с ним и еще некоторые деревья старого почитания. Сражались на стороне Аннуина и «Три пса (щенка) битвы» - вожди армии Потустороннего Мира, а также некий вепрь (вепрь, дикая свинья вообще считались у кельтов животными, связанными с нижним миром; хотя вряд ли в битве сражался сам Турх Труйт, Великий Кабан)
В сражении участвовали 28 деревьев и кустарников, значимых для кельтской культуры – ольха, ива, рябина, терновник, ежевика, шиповник, малина, бузина, плющ, вишня, береза, дрок, ель, тис, вяз, орешник, бирючина (или дикая яблоня), падуб, боярышник, лоза, папортник, ракитник, золотарник, вереск, дуб, ясень, груша, каштан; каждое из этих деревьев обладало своими волшебными свойствами, своим характером, социальным статусом и т.п.
Как можно понять, многие деревья из Кад Годдэу включены и в Огамический алфавит.
© Shellir