Трискель (Triskele) - один из наиболее известных символов древней Европы, позволю себе назвать кельтским. Думаю, перечислять огромное колличество археологических находок, мнений, значений, связанных с трискелем, не имеет смысла - пытливый ум в сочетании с google сделает это лучше, чем я. Как и в случае с Рогатым, хочу сразу перейти к выражению собственного мнения по этому вопросу.
Итак:Итак:
Трискель, наряду с трикветрой (о ней позднее), является одним из двух основных символов культуры кельтов. Он символизирует вечный цикл, связь трёх миров и, позднее, три основные фазы солнца (восход, зенит и закат) и движение времени вообще, как единство прошлого, настоящего и будущего. Трикветра же, в свою очередь, символизирует лунные фазы. По большому счёту, оба символа говорят о некой цикличности, причём, как во вселенских масштабах, так и в частных, - в качестве примера можно привести годовой круг. Основное отличие, по моему мнению, заключается в том, что трискель это символ проявления силы Бога во вселенском цикле, а трикветра - сила Богини.
На самом деле, тема трискеля и трикветры настолько объёмна и многогранна, содержит в себе настолько большой пласт информации, что связно и кратко сказать сложно. Это именно тот случай, когда проще отвечать на вопросы по теме, чем вести монолог.
Лишний раз хочу отметить момент понимания трёх миров именно кельтами, да и сам символ нам напоминает об этом. Два мира - это изначальная дуальность, две противоположные, полярные силы - порядок и хаос, день и ночь, жизнь и смерть, муское и женское и т.д., а третий мир это некая разделяющая их сила. Многими практиками он условно воспринимается, как мир теней. Так и трискель с трикветрой два полярных симола, олицетворяющих единый процесс, два принципа - мужской и женский. У келтьтов акцент на дуальности мироздания более чёток, чем в большинстве других культур. Лика Богини два - это дева и старуха, готовой цикл делится на две части - светлую и тёмную, а не на четыре сезона, как у славян и т.д. И понимание сил трискля и трикветры, как солнца и луны пришли немного позднее, вместе с викканством, как и версия о символизме движения времени. Для древней кельтской културы понятие времени вообще не свойственно, это одна из немногих мировых культур, в которой нет мифов о сотворении мира. Опять же, некоторые практики подразумевают, что во время событий, описанных в кельтской мифологии самой структуры времени вообще ещё не существовало и каждый знал о том, как же был сотворён мир, по этмоу рассказывать об этом не было смысла..)
© Volk Sidhe