• Анье (Айнэ, Ану) Мунстерская - одна из богинь из волшебного народа, Туата де-Даннан, особо почитавшаяся в Мунстере, особенно в Лимерике, хозяйкой которого она считалась. Центром ее почитания был холм Нок Айнэ (Cnoc Áine) - холм, который считался ее домом, ее бру, но существуют и другие места, связанные с ней: например, название Дунани происходит от ирландского Dún Áine (Крепость Анье), Лиссан - от Lios Áine (Форт Анье), Тоберан - от Tobar Áine (Источник Анье).
Айнэ - многоликая богиня, и ее функции представляются довольно широкими. Так нередко бывает у старых богов (вроде того же Дагды), но Туаты ее "поколения" обычно более узко специализированы, и ученые до сих пор спорят, с чем же она в большей степени связана: с луной или солнцем, зимой или летом, войной или исцелением, с плодородием или безумием.
Айнэ считается дочерью Эгобайла, - приёмного сына Мананнана мак Ллира и сестрой Айллена Поджигателя, владыки Маг Мелл - земли в Ином мире. Айнэ порой называют воспитанницей Мананнана мак Ллира, а порой - его супругой, - тогда она выступает как королева фэйри.
читать дальшеАйнэ, вероятнее всего, одна из богинь - хозяек земли, которые обладают на своей территории полной властью: отсюда и разнообразие ее функций, и уважение и почитание, которое оказывалось ей на территории Мунстера весьма долгое время. Днем Айнэ считалось второе августа, а в более позднее время она была связана с Мидсаммером, ей была посвящена ежевика, иногда ассоциировалась она и с лошадьми, подобно Эпоне и могла появляться в образе красной кобылы. Айнэ ассоциировалась с луной - сохранилась традиция в определенные дни приходить на её холм, чтобы взглянуть на луну, или тем, что на побережьях ее нередко считали хозяйкой приливов и отливов; но связывали ее и с солнцем - и из-за времени ее почитания, в самую середину лета, и из-за того, что корень ее имени означает "сияние", "блеск", и из-за того, что один из ее ликов, тёмный, старушечий, звался Grainne или Grian - зимнее солнце, - таким образом Айнэ может ассоциироваться со светлой половиной года и "большим" летним солнцем, а Грайнэ - с тёмной половиной года и "малым" зимним солнцем.
Как хозяйка земли, она связывалась и с жизненной силой, которой пропитана и сама земля, и все, кто эту землю населяет. Например, рассказывают, что раньше вокруг ее дома-холма простирались бесплодные пустоши, но позже, по просьбе своего сына, графа-колдуна Геройда Ярлы (Gearóid Iarla) она за одну ночь превратила эти земли в плодородные и изобильные, призвав своим колдовством жизненную силу земли. Считалось, что подвластна ей и "искра жизни" каждого человека, и поэтому, например, в дни, посвященные Айнэ (а в Лимерике таких чуть не по три на неделю) нельзя было, например, отворять кровь - считали, что "искра жизни" человека в такой день обязательно ускользнет и устремится к хозяйке Айнэ.
Также Айнэ воспринималась как леаннан ши, - возлюбленная и муза из холмов, вдохновляющая поэтов на лучшие их произведения, но опасная тем, что жизненная сила смертных мужчин утекает, пока она находится рядом. Но порой она становилась и плакальщицей, баньши, оплакивающей либо своих избранников, либо людей той земли, которой она владеет: например, Айнэ считается баньши клана Корр из Дерри.
Еще одной функцией Айнэ было покровительство безумию и безумцам. Например, известен камень Каир-Анье (Cathair Áine, «Трон Анье») близ Дунани – считалось, что если на этот камень сядет здоровый человек – то он сойдет с ума, а если безумец – то станет неизлечим (то есть окончательно уйдет за грань безумия). Связана с Анье и «Долина безумцев, гельт» Глен-на-нГельт (Gleann na nGealt). Но Анье все же считалась и благой и милостивой – например, ее источники Тобернгальт (Toberngalt) в той же Долине Безумцев считались исцеляющими безумие, если вместе с этой водой съесть растущий по их берегам кресс-салат и другие травы.
В Огаме эта богиня более всего ассоциируется с фэдой Муин, фэдой Ежевики.
© Shellir