• Сова (по-гэльски - Cailleach-oidhche, Кайлех-эйхе, )
Ключевые слова: • отстраненность • мудрость • перемены •
На карте мы видим неясыть, сидящую на дубе, увитом плющом. Полная луна светит сквозь голые ветви деревьев. На ветвях подвешены обереги-подношения для Старухи, Кайлех - ведьмы или богини-колдуньи: одна подвеска в форме головы, а вторая - с изображением спирали, символизирующей смерть и возрождение.
читать дальше• Прямое положение •
Кайлех-эйхе, Сова учит нас мудрости, способной превращать недостатки в преимущества. Для большинства птиц наступление ночи и темноты означает невозможность охоты, но исключительный слух совы позволяет ей ловить малейшие шорохи и хватать ничего не подозревающую добычу в ночное время. Сумерки называют "совиным временем", и если вы выйдете на тихую лесную прогулку в угасающем свете сумерек, то сможете развить чувствительность к проявлениям потустороннего мира и потаенного духа природы. Возможно, вам захочется погрузиться в тонкости эзотерических учений и ясновидения. Если вы сделаете сову своим союзником на этом пути, вам будет проще достичь желаемого.
• Перевёрнутое положение •
Вытянутая перевёрнутой, эта карта предостерегает нас от излишней восприимчивости к внешнему миру. Умение оставаться отстранённым и проницательным полезно лишь до тех пор, пока оно не становится преградой для того, чтобы жить полной жизнью, со всеми её возможностями оказаться в уязвимом положении, которые она может означать. Возможно, у вас сейчас и вовсе нет необходимости в чрезмерной скрытности и в желании остаться на расстоянии.
Сова также может означать время перемен, инициации, нового начала. Она служит предзнаменованием смерти с одной стороны и нового рождения с другой. Одна из поговорок Сассекса гласит: «Когда сова ухает в ночи, жди светлого утра». Дождитесь яркого рассвета, который, несомненно, придёт.
• Традиции, связанные с Совой •
Я ровесник древнего дуба,
Чьи корни простираются широко подо мхом,
Я был свидетелем многих поколений,
И всё же остаюсь одинокой совой из Сроны
Чьи корни простираются широко подо мхом,
Я был свидетелем многих поколений,
И всё же остаюсь одинокой совой из Сроны
из поэмы Донала Мак Финлея - Domhnull Mac Fhionnlaidh
Школы бардов существовали в Шотландии до начала восемнадцатого века, и поэтический сборник Маклина Синклера "Гэльские барды с 1411 по 1715 гг" включает в себя поэму «Охотник и Сова», с которой мы познакомились выше.
Представление о том, что сова – одна из древнейших птиц, которая «была свидетельницей многих поколений» - отражаются и в валлийской традиции. В истории о Килухе и Олвен, в которой впервые упоминается Артур и его рыцари, один из участников квеста, Гурхир Гвастауд Йэйтоэдд (Gwrhyr Gwastawd Ieithoedd), Знающий Все Языки, способен говорить даже на языке зверей и птиц. Он и три его товарища отправляются на поиски старейших животных в надежде, что те могут сказать, где отыскать Мабона, кельтского Бога Света и Вечной Юности. Первыми они приходят к Чёрному Дрозду из Келли-Гадарн, тот отправляет путешественников к Древнему Оленю, животному ещё более старому, чем он. Олень, в свою очередь, советует обратиться к Сове из Кум-Каулуйд. Гурхир приветствует сову: «Мы посланцы Короля Артура, и пришли, так как нет животного старше тебя. Что ты можешь рассказать нам о Мабоне?», на что Сова отвечает: «Я ничего не знаю о нём, но могу отвести вас к тому, кого боги создали раньше меня». Сова ведёт компанию к Орлу из Гвернабви, который, в свою очередь, направляет рыцарей к самому древнему созданию на свете – Лососю из Ллин-Ллив. Только Лосось знает место, где заточен Мабон, и только он может отвести туда путешественников.
• Птица мудрости •
В этой истории Сова выступает как одно из пяти великих тотемных животных бриттской традиции. Рыцари Артура первым встречает Друи Дуфа, Чёрного Дрозда из Келли-Гадарн, и, переходя от зверя к зверю, постепенно приближаются к источнику мудрости – Великому Лососю. Будучи рыбой, лосось плавает в Реке Жизни, Океане Бытия – его мудрость и сила происходит из глубочайшей связи с самой Жизнью. Сове принадлежит другая мудрость – дар объективности и отстранённости. Подобно карте Отшельника в колоде Таро, сова наблюдает и ждёт – в разрушенных замках, церковных башнях, в амбарах и густых зарослях плюща Её способность скрываться от глаз и ночной образ жизни привели к тому, что люди стали воспринимать сову как символ эзотерической мудрости и таинственности.
Поскольку сова – одно из священных животныхБогини в ипостаси Старухи (Кайлех), одно из многих гэльских имён этой птицы – Кайлех-эйхе (Ночная Ведьма). Гэльское название сипухи Кайлех-эйхе-гьел «Седая Старуха в ночи». Кайлех – богиня смерти, и крик совы часто принимали за предзнаменование скорой гибели. Считается, что сова взывает к душе, ловит и крадёт её. Из Берна в Швейцарии идёт поверье, что крик совы предвещает рождение младенца или гибель взрослого мужчины – по той причине, что сова – это птица Богини, дарующей смерть и рождение.
Знание о наступающей погибели или о появлении на свет предполагает, что сова способна предвидеть будущее. И действительно, сова – тотемное животное ясновидения и астральных путешествий. Мы можем заглянуть за тот покров, что обычно скрывает границы времени и пространства, заручившись поддержкой этой мудрой птицы.
• Тайная вера •
В позднее, христианское время всё то, что было священным для Богини и «Тайной Веры», было искажено, опорочено и названо злом в попытке отвратить людей от традиционной веры их предков. Этот процесс очернения мы можем ясно проследить в мифологических представлениях о совах. Будучи изначально священной птицей, воплощением мудрости и проницательности, сова постепенно превратилась в птицу дурных знамений. Фермеры прибивали их тела к дверям и стенам амбаров; козодоя (по-английски козодои называются fern-owls, «папоротниковые совы», поэтому и упоминаются в этой статье, хотя относятся совершенно к другому виду птиц – прим. Shellir) стали называть «Паком» или «Птицей-Паком»: Пак (Puck) – это древнее слово для обозначения дьявола (на самом деле, изначально, Puck – это имя одного из проказливых рогатых фейри лесов, но и чертей этим именем тоже называли); всех сов называли «глазами из тёмных земель», и нередко говорили, что совы – это земные воплощения слуг десяти адских королей.
Сова также играет важную роль еще в одной истории из Мабиногиона, о Мате, сыне Матонви. Поскольку истории Мабиногиона были записаны с устных рассказов лишь в двенадцатом или тринадцатом веке, порой бывает сложно отделить в них дохристианские смыслы от христианского влияния. В этой истории сова определённо несчастливая птица. Арианрод, мать Ллеу Ллау Гифеса (валлийский аналог ирландского Луга из Туата де Даннан; «Светловолосый с умелой рукой»), проклинает своего сына, и накладывает на него гейс (запрет) о том, что он никогда не сможет взять жену из числа рожденных женщин. Но, желая все же иметь спутницу жизни, Ллеу и его дядя – колдун Гвидион фаб Дон, - создают нерожденную женщину из цветков дуба, ракитника и таволги и нарекают её Блодуэдд, Цветочноликая. Однако, вскоре Блодуэдд влюбляется в охотника Горонви, и вместе они пытаются убить Ллеу, которому удаётся ускользнуть от них в облике орла. Гвидион со временем находит этого орла и, дотронувшись до него своим посохом, возвращает Ллеу человеческий вид. Затем приходит время для наказания Блодьювед, и Гвидион не убивает её, но превращает в сову: «Ты принесла бесчестье Ллеу Ллау Гифесу, а оттого не посмеешь больше показать своё лицо при свете дня, и до конца дней продлится твоя вражда с остальными птицами. Где бы не нашли тебя остальные птицы, они будут оскорблять и унижать тебя; ты не потеряешь своего имени и всегда будешь зваться Блодуэдд».
Сова – двойственная птица. Она сидит на пороге Потустороннего мира, напоминая нам о вечном присутствии смерти. Но смерть – это великая инициирующая сила, и когда мы слышим уханье совы из чащи, в глубине души мы осознаём, что в действительности смерть обозначает не конец, а новое начало.
© Philip & Stephanie Carr-Gomm, перевод: Валерии Матвеевой с коррекцией Shellir
• наш обзор этой колоды
• полная галерея карт колоды