• Священность оленя у кельтов не вызывает никаких сомнений, он появляется во многих легендах и сказаниях как вестник из Иного Мира, как проводник, как образ, воплощающий в себе быстроту, силу и благородство. Оленьими рогами был увенчан владыка лесов - Кернуннос, а сама способность оленей сбрасывать и заново отращивать рога ассоциировалась, по всей видимости, с циклами умирания и возрождения природы.
Особенно волшебными считались белые олени и лани - как и другие белые животные они считались принадлежащими не столько к нашему миру, сколько к потустороннему, Аннуину. Такие олени - вестники судьбы, которые ведут героев к ключевым, судьбоносным для них событиям. Так, белого оленя (или лань) преследовал король Пуилл, и встретился с королём Иного Мира Арауном, и на год и день они поменялись местами. И в более поздней традиции белые олени нередко вели к новым приключениям рыцарей круглого стола.
Центральную роль играют олени в цикле легенд о Финне мак Кумале и фианне, даже испытания фения при приёме в фианну были похоже на мистерию оленьей охоты - соискатель заплетал волосы в две косы (рога) и убегал от трех фениев, которые старались поймать его и поразить. Оленья охота была одним из излюбленных занятий воинов фианны в то время, когда они не воевали, и именно во время одной из таких охот Финн погнался за оленихой, которая оказалась заколдованной девой по имени Садб (Sadhbh), которая стала женой Финна и родила ему сына, Оссиана (имя означает "Оленёнок"), великого воина и барда.
Есть также и легенда о сражении Финна с королем Донном Дублинским, который умел превращаться в огромного оленя. Он пас огромные оленьи стада на своей земле, и хвалился, что Финн не осмелится вступить с ним в бой. Фианна, разумеется, отправилась на сражение с ним, и огромный буро-рыжий олень Донн убил сотни из них, пока Финн все же не одолел его с помощью своих трех знаменитых псов - Галлена, Брана и Скеоланга, про которых говорили, что когда-то они были людьми. Донн Дублинский может быть связан с древним божеством Донном Темным, владыкой Потустороннего Мира и мёртвых, которого ассоциируют с Гвином ап-Нуддом.
Охота на оленя - один из многочисленных кельтских мотивов охоты, где дичь почитается одновременно как воплощение владыки лесов и как священная жертва, кровь которой питает саму жизнь.
© Shellir
ogham
| четверг, 13 октября 2016