• Пука (púca, pooka, phouka, púka) - это один из известнейших фэйри в ирландском фольклоре. Даже само его имя обозначает (или стало обозначать) духа, привидение или волшебное существо. Однако происхождение его имени не ясно: некоторые ученые считают название местным, а некоторые - заимствованным из германо-скандинавских языков.
Пука - дух, чаще всего ассоциируемый с лесами и дикой природой, хотя, например, в Корнуэле, где этого духа называют не пука, а бука (bucka), считают, что он предпочитает селиться в заброшенных шахтах, а порой даже и вместе с людьми, под крышами человеческих жилищ, подобно брауни и хобгоблинам, - особенно если речь идет о прибрежных, рыбацких деревнях. А на Нормандских островах полагают, что пука - дух, связанный со старыми менгирами, хенджами и кромлехами, с древними каменными сооружениями, и именно там его можно чаще всего встретить.
Пука многолик и непоследователен, и может выступать как дух добрый или злой - в зависимости от настроения и душевной склонности. В Корнуэлле его даже воспринимали как двух разных персонажей - Бука Гвиден (Bucka Gwidden, Белый Бука) и Бука Ду (Bucka Dhu, Чёрный Бука, он же Bucka Boo - "пугающий бука"). Сказки о нем тоже рассказывают очень разные: в некоторых пука - самый настоящий злой дух, который может являться ночью в чудовищном облике, утащить ребенка или даже убить взрослого человека, а в других сказках пука за доброе отношение и еду может помочь тому, кто с добром к нему отнесся.
Рассказывают также, что раньше пука был не один - их было великое множество, но с годами все они исчезли, и остался только один пука или несколько, живущих в разных землях далеко друг от друга.
Пука весьма силён в чарах и умеет изменять собственный облик. Ему не составляет труда отвести человеку глаза, или зло пошутить, превратив гнилушки в изысканные лакомства, или кучу песка - в золотые монеты. Сам пука не похож на человека - его нередко описывают звероподобным, рогатым, покрытым шерстью, - и любит превращаться в разных животных: его излюбленные формы - это козел, жеребец, заяц, хотя он может превращаться и в кошек и собак, в мышей и белок, в разных птиц (включая воронов и крупных хищных, например, орлов). Чаще всего животные, в которых он превращается - черной масти, а глаза у них горящие и страшные, хотя порой люди не сразу это замечают. В конской форме пука нередко приходит в тёмную половину года и ведёт себя подобно кельпи - приманивая людей и утаскивая их в лесную чащу или в воду, хотя все же в отличие от кельпи пука почти никогда не убивает людей, только пугает и зло шутит над ними. Кстати, рассказывают, что одному человеку пука позволял на себе ездить, как на коне и верно ему служил - это был Бриан Бору (Brian Bóraimhe), король Мунстера и верховный король Ирландии, хотя и ему приходилось использовать специальную уздечку, в которую были вплетены три волоска из хвоста пуки.
В человека пука превращаться не умеет или не любит, хотя говорить по человечески умеет, и есть истории о том, что пука давал добрый совет или подсказывал, как избежать опасностей. Впрочем, что касается человеческой формы, британские варианты пуки - Пак и Робин Добрый Малый - вполне человекоподобны, хотя и имеют характерные отличия, не позволяющие спутать их с простым смертным.
Очень часто говорят, что пука любит ежевику и стережет ее, поэтому детям говорили, что ежевику есть нельзя, что эта ягода ядовита. В других местах рассказывали, что ежевика становится черной от того, что пука ее испортил, зачаровал, плюнул или помочился на нее, поэтому есть эту ягоду нельзя. Впрочем, в островном фольклоре ежевика - ягода, любимая разными фэйри, и запреты на её ягоды накладывались довольно часто.
Кстати, пуку вообще считали связанным с Самайном - временем, после которого плоды земли становятся запретны для людей. Так что плюёт он не только на ежевику. В некоторых местах, где преобладало возделывание земли, для пуки специально оставляли на полях и огородах немного от урожая, чтобы он не голодал зимой. Часто говорили также, что день, когда можно встретить пуку - это 1 ноября, как раз Самайн, - и в этот день пука может предсказать будущее тому, кто ему повстречается.
© Shellir
ogham
| понедельник, 19 сентября 2016