•
Лекари, или знахари, или целители из Миддфая (Meddygon Myddfai) были семейством валлийский врачей-травников, передававших свои секреты из поколения в поколение. Они жили, как можно догадаться, в Миддфае - большом поселке в Кармартеншире. Их история начинается в 13 веке, когда основатель династии, Риваллон, и три его сына - Кадуган (Cadwgan), Груффуд (Gruffudd) и Эйнион (Einion) упоминаются, как врачи, призванные для лечения принца Риса Хриплого (Rhys Gryg), который был в 1234 году тяжело ранен в битве при Кармартене. Лечение, впрочем, не возымело успеха - раны были слишком тяжелы для тогдашней (а может быть и для современной) медицины, и Рис вскоре скончался в Лландейло Фавр. Впрочем, вероятнее всего лечил принца господин Риваллон с сыновьями и прежде, так как Рис успел пожаловать им земли, статус и привилегии в Миддфае - как пишет сам Риваллон в своем трактате. И, несмотря на смерть лорда-благодетеля, миддфайские целители продолжали заниматься своим ремеслом, составляя травяные лекарства и записывая некоторые рецепты. Сохранился трактат по медицине, авторство которого приписывают именно Риваллону Ведигу (Риваллону Врачу), текст которого включен в Красную Книгу из Хергеста (Llyfr Coch Hergest). В этом же фолианте находится и Мабиногион - один из ценнейших текстов по валлийской мифологии, Хроника валлийских принцев (Brut y Tywysogion) и некоторые образцы придворной валлийской поэзии.
Медицинский трактат Риваллона - Meddygon Myddfai (Целители из Миддфая) - довольно обширный текст, где более чем в восьми сотнях параграфов описываются способы использования трав и растений, их смешивание, приемы изготовления лекарств, некоторые правила сбора и заготовки растений. Многие из целебных растений из этого трактата используются и сейчас - это петрушка, чертополох, дрок, шалфей, болотная мята, жеруха, болотный алтей, чистотел, крапива, дымянка аптечная, фиалка и незабудка, василёк, наперстянка и т.п.; иногда встречаются и грибы - например, оранжевая дрожалка (выросшая на черной бузине), или кора, или минеральные ингредиенты, а как основы для лекарств - козье молоко, источниковая вода, крепкий мёд, топленый жир или сливочное масло и т.п. Чаще всего травы и растения местные, растущие в Уэльсе, но встречается в рецептах Риваллона и привозное, экзотическое сырье - например, лавровый лист.
Например:Например:
§ 74. От простуды или катара, и во всех случаях боли в плечах, руках и ногах:
Возьми дикий тимьян, и слегка разомни его, потом вари в осадке от крепкого эля пока не загустеет, и наноси смесь на тело настолько горячей, насколько пациент может вытерпеть. Повторяй в течение 9 дней, и он полностью исцелится.
§ 88. Изготовить исцеляющий пластырь:
Найди полфунта дёгтя, четверть фунта воска, полфунта нутряного жира и порошок желчного камня, свари эти ингредиенты вместе, хорошо размешивая, чтобы они полностью соединились; потом эту массу надо поместить в горшок или в воду, чтобы можно было потом раскатать. этот пластырь наносится на льняную ткань или на шкуру белого козленка, и полезен при всех язвах и ранах, которые надо защищать от влаги.
§ 111. Хороший исцеляющий бальзам на раны.
Возьми оливкового масла, или, если его нельзя достать, немного лярда и вина в равных частях, хорошо провари их вместе, непрерывно размешивая, пока кипит; когда загустеет - храни в глиняном горшке или в пузыре, плотно запечатанном. Когда требуется, смазывай раны.
§ 167. При болях в ногах и опухании (отёках) ног:
Возьми корней карликовой бузины (Sambucus ebulus - прим. Shellir), сними с них кору, вывари хорошо, затем растолки в ступке со старым лярдом, и применяй как пластырь или компресс на пораженных участках.
Текст трактата написан на валлийском, но в сети доступен перевод на английский язык.
Существует, кстати, легенда, которую обычно связывают с историей этой лекарской династии - это легенда о Деве из озера Ллин-и-Фан-Фах, которая рассказывает о том, как к одному юноше вышла из озера дева из волшебного народа по имени Нелверх, и был юноша так настойчив, что уговорил её выйти за неё замуж. Одно лишь условие поставила дева из ши: не должен был муж поднимать на неё руки, и если три удара без причины получит она от своего супруга, то уйдет навсегда. Юноша клялся, что никогда не произойдет такого, и никогда его возлюбленная не сможет его разозлить, но прошло время и так и случилось: в первый раз жена разозлила его своей кажущейся непоследовательностью, во второй раз тем, что смеялась на похоронах, а в третий - тем, что смеялась на свадьбе. С третьим ударом позвала дева все приданое, что пришло вместе с ней - чудесных волшебных коров, и овец, и свиней - и ушла вместе с ними обратно в озеро. Муж же её так обезумел от горя, что кинулся в озеро вслед за ней, и тела его больше так и не нашли... Но при чём тут целители из Миддфая? Три сына были у озёрной девы и её земного мужа, старшего из них звали Риваллоном. После ухода матери и смерти отца, рассказывают, что много дней и ночей провели браться на берегу озера, и сжалилась над ними их мать и вышла к ним из подводного царства. Наказала она сыновьям стать целителями, и многому из искусства распознавания трав научила своих сыновей, и с этого момента началась династия этих валлийских врачей, а тот берег озера Ллин-и-Фан-Фах, на котором ждали мать-фею покинутые сыновья, с тех пор называется Ллидиад-и-Меддигон - "Врата Целителей". Полностью эту сказку можно прочитать тут.
Династия целителей из Миддфая продолжалась до 18 века, когда в 1739 году скончался последний представитель их рода, Джон Джонс.
Окрестности Миддфая, кстати, до сих пор полны целебных трав и растений, - он расположен на краю валлийского национального парка и заповедника Брекон Биконс, - второго по величине на территории Уэльса, где разнообразие природных сокровищ тщательно сохраняется.
P.S.: изображения к посту, к сожалению, не из оригинального трактата - сканов из Llyfr Coch Hergest, тем более из его медицинской части, очень немного и они не в самом хорошем качестве. Так что просто атмосферные изображения из других травников и стилизации.
© Shellir