• Котёл из Гундеструпа – один из самых известных сосудов, связанных с культурой континентальных кельтов. Он был найден в 1891 году, в Дании, в провинции Химерланд, недалеко от поселка Гудеструп – отсюда и его название, и в данный момент котёл хранится в Национальном музее Дании.
Найден котёл был не целиковым, а в виде тринадцати пластин (семи внешних и пяти внутренних), которые несколько позже один из исследователей, Софиус Мюллер, собрал в форму котла.
Котёл как правило относят к поздней латенской культуре (иногда - к раннему железному веку) и датируется обычно 2-1 в. до н.э. (раньше разброс дат его изготовления был больше, но недавние исследования состава материала котла позволили сузить временной диапазон). Все его пластины выполнены из чистого серебра, при этом котёл довольно велик: он весит около 9 килограммов, в высоту - 42 сантиметра и 69 - в диаметре. Впрочем, при изготовлении котла использовалось не только серебро: изготовившие его мастера использовали и золото (позолота), и олово для спайки, и кусочки стекла для глаз некоторых изображенных персонажей, но и позолота, и стекло считаются позднейшими дополнениями, сделанными, когда котёл подновляли или чинили. Серебро же для котла было использовано европейское - с рудников на территории нынешних Германии или Франции. Технология, по которой изготовлен котёл - не кельтская, а фракийская, - поэтому долго велись дискуссии о культурной принадлежности этого котла, но сейчас всё же большинство исследователей сходится на том, что котёл - часть кельтской культуры и мира, - а вот мастера-ювелиры (тем более, что котел создавала целая группа мастеров) вполне могли быть из других народов - отсюда и специфическая техника литья.
Все пластины гундеструпского котла - разные. На каждой из семи внешних пластин находятся, предположительно, изображения божеств, мужских и женских, с атрибутами или без, в окружении фигур более мелких. Вообще, приём, когда фигуры на изображении различаются по размеру для различения статуса - достаточно распространен. Обычно самые большие фигуры показывают богов, фигуры среднего размера - полубогов и героев, маленькие - простых людей. На пяти внутренних пластинах - целые сложные сюжеты. Учеными до сих пор ведутся споры о том, что за персонажи изображены на Гундеструпском котле: обычно они сходятся на том, что рогатое божество с внутренней пластины - это Кернуннос, а божество с половиной колеса - Таранис, бог грома. По поводу других персонажей ведутся споры, и, действительно, мы не так много знаем о кельтских богах и их атрибутах, чтобы быть абсолютно уверенными в определении изображений. Мужское божество с драконами в руках порой связывают с Мананнаном мак Ллиром, женское божество с птицами - с Рианнон. По другой версии, большая часть изображённых на котле сюжетов, иллюстрирует центральную сагу Уладского цикла (одного из четырёх больших циклов, составляющих сохранившуюся ирландскую мифологию) - "Похищение быка из Куальнге". Сага повествует о войне уладов с королевой Коннахта Медб и её мужем Айлилем, которые собирались украсть случного быка Донна Куалнге, и об усилиях, которые прикладывал юный уладский герой Кухулин, чтобы противостоять им.

© Shellir, написано в июле 2015 специально для проекта Огам