• Пропущенный фрагмент из книги Жана Фриса "Божественный котёл: руководство по магии кельтов".

Виноград


"Я вкусил напитка из винограда и браги,
Уйдя от брата"

"В обычае принца устроить пиршество;
Нередки после пития расстроенные чувства"

"Пир меда и вина
Для них сменился ссорой…
С пира вина и меда
Они поспешили,
Мужи, известные в спорах,
Не дорожащие собственной жизнью"


Вино, названное Плинием Старшим «кровью земли», вдохновляло многих римских и греческих авторов. Уже в эпоху Гальштата большие партии средиземноморских вин отправлялись в земли к северу от Альп. Этот дорогостоящий напиток имел, по всей видимости, и религиозное значение. Бесчисленные маски, удивительные существа и причудливые символы, украшающие гальштатские кувшины и сосуды, вероятно, исполняли роль оберегов. Изменяющий сознания напиток определенно следовало хранить от козней злых духов. Вспомним еще и о сосудах, украшенных изображением трискеля.

Однако выращивать виноград стали лишь несколько веков спустя, благодаря римской колонизации этих земель: одним из покровителей этой отрасли был Марк Аврелий. Вместе с виноградарством появился и удивительный дух растительности, известный как «зеленый человек». Этот дух, которого по незнанию часто считают германским или кельтским божеством, в самых древних своих формах изображался с лицом из виноградных листьев. Благодаря энтузиазму земледельцев, виноград вскоре распространился по всей Европе, и наконец, в пору «Высокого средневековья» стал украшением многих церквей. Чуть позже появляется «зеленая женщина», и вот уже листья других растений приходят на смену виноградным, дабы украсить лица новых причудливых созданий. В легендах упоминаются многочисленные сорта винограда, - в том числе и с золотыми листьями, - а лозы его нередко служили пародией на бороду; в довершении всего, ствол винограда якобы имеет облик Иисуса, распятого на кресте. Вырастить виноград – занятие непростое, ведь он не терпит по соседству с собой многие растения. Обрезка и последующая посадка производится в зависимости от фаз Луны, при этом необходимо придерживаться массы сложных и порой противоречивых правил. Так, бытовало поверье, что ношение в ходе сельхозработ венка из плюща делает урожай винограда особенно богатым. Вино часто применяется в народной медицине – отчасти из-за его возбуждающих свойств; нередко оно служило основой, в которой смешивались другие лекарственные растения.

© Жан Фрис, перевод: Ulfr Gunnarsson







@темы: кельты, Фрис