• Новый фрагмент из книги Жана Фриса "Божественный котёл: руководство по магии кельтов".
Ель и пихта (Picea abies, Abies alba)
"Снег в горах – рыжеет верхушка пихты;
Грозен удар множества копий.
Как ни прискорбно для вожделения, братья мои!"
На своих сборищах шотландские ведьмы пользуются пихтовыми факелами – держать такой факел полагалось в левой руке (МакНейл). Если ведьмы двигались противосолонь, как того требует традиция, то рука с факелом находилась в центре описываемого при движении круга.
Мы рассматриваем эти два дерева вместе – ведь фольклор не делает между ними особой разницы, да и большинство людей вряд ли способно их отличить (а как насчет вас?). История знакомого нам Рождественского дерева насчитывает несколько столетий, но в качестве «майского древа» и дерева летнего солнцестояния эти высокие вечнозеленые красавицы издавна почитались во многих странах к северу от Альп. Такие деревья, как правило, ставились сельскими общинами 1 мая, на Троицын день или на праздник летнего солнцестояния – этот обычай можно проследить до XIII века. Чаще всего, группа односельчан отправлялась в лес, чтобы «разыскать май». Там они срубали большую ель или пихту и срезали изрядную толику коры и веток, чтобы ни одна ведьма не смогла укрыться в дереве; иногда его даже раскрашивали. Затем густую крону богато украшали – использовать для этого переплетенные ленты и флаги начали еще в Средневековье, а чтобы сделать убранство майского древа еще богаче, к ним добавляли символы различных профессий и неограниченное количество съестных припасов. Вокруг этих деревьев танцевали селяне, и нередко кража этого праздничного символа у соседей превращалось в настоящее соревнование. Небольшие «майские деревья» - ели, пихты, а иногда и березы – украшали подворья и комнаты усадеб. Привязанные к крыше ветки приглашали в дом Святого Духа. Вениками из еловых ветвей обмахивали коров – нужно было успеть сделать это до 1 мая, чтобы уберечь скот от падежа в течении всего года; иногда хвойные ветки использовались, чтобы кропить святой водой деревенских быков. В народной медицине вечнозеленые растения были незаменимым лекарством от цинги. Особенно богаты витамином С хвойные иглы становятся зимой – чтобы получить его из иголок, достаточно сварить хвою в кипятке. Охотники жевали маленькие катышки еловой смолы, чтобы уберечься от простуды; певцы делали то же самое, чтобы сохранить голос. Еловая смола полна ароматических эссенций, наделенных дезинфицирующими свойствами. Она часто входит в состав мазей от ревматизма и артрита. Классическим напитком Британии было некогда еловое пиво.
© Жан Фрис, перевод: Ulfr Gunnarsson
Ель и пихта (Picea abies, Abies alba)
"Снег в горах – рыжеет верхушка пихты;
Грозен удар множества копий.
Как ни прискорбно для вожделения, братья мои!"
На своих сборищах шотландские ведьмы пользуются пихтовыми факелами – держать такой факел полагалось в левой руке (МакНейл). Если ведьмы двигались противосолонь, как того требует традиция, то рука с факелом находилась в центре описываемого при движении круга.
Мы рассматриваем эти два дерева вместе – ведь фольклор не делает между ними особой разницы, да и большинство людей вряд ли способно их отличить (а как насчет вас?). История знакомого нам Рождественского дерева насчитывает несколько столетий, но в качестве «майского древа» и дерева летнего солнцестояния эти высокие вечнозеленые красавицы издавна почитались во многих странах к северу от Альп. Такие деревья, как правило, ставились сельскими общинами 1 мая, на Троицын день или на праздник летнего солнцестояния – этот обычай можно проследить до XIII века. Чаще всего, группа односельчан отправлялась в лес, чтобы «разыскать май». Там они срубали большую ель или пихту и срезали изрядную толику коры и веток, чтобы ни одна ведьма не смогла укрыться в дереве; иногда его даже раскрашивали. Затем густую крону богато украшали – использовать для этого переплетенные ленты и флаги начали еще в Средневековье, а чтобы сделать убранство майского древа еще богаче, к ним добавляли символы различных профессий и неограниченное количество съестных припасов. Вокруг этих деревьев танцевали селяне, и нередко кража этого праздничного символа у соседей превращалось в настоящее соревнование. Небольшие «майские деревья» - ели, пихты, а иногда и березы – украшали подворья и комнаты усадеб. Привязанные к крыше ветки приглашали в дом Святого Духа. Вениками из еловых ветвей обмахивали коров – нужно было успеть сделать это до 1 мая, чтобы уберечь скот от падежа в течении всего года; иногда хвойные ветки использовались, чтобы кропить святой водой деревенских быков. В народной медицине вечнозеленые растения были незаменимым лекарством от цинги. Особенно богаты витамином С хвойные иглы становятся зимой – чтобы получить его из иголок, достаточно сварить хвою в кипятке. Охотники жевали маленькие катышки еловой смолы, чтобы уберечься от простуды; певцы делали то же самое, чтобы сохранить голос. Еловая смола полна ароматических эссенций, наделенных дезинфицирующими свойствами. Она часто входит в состав мазей от ревматизма и артрита. Классическим напитком Британии было некогда еловое пиво.
© Жан Фрис, перевод: Ulfr Gunnarsson