Продолжаем публикацию фрагментов из книги Жана Фриса "Божественный котёл: руководство по магии кельтов"
• Груша (Pyrus pyrastec Pyrus communis)
«Грушевые деревья, отменные лазутчики
В стычке на равнине»
«Милы цветы на вершинах груш»
Как и яблоня, груша существует в дикой и культурной формах. Последней мы обязаны грекам и римлянам, во времена которых груша имела куда меньшие плоды с довольно кислым вкусом. Роль грушевого дерева в мифологии не была особенно значимой. Груша и яблоня в Средние века считались удачной парой, а Альберт Великий считал грушу мужским элементом. В народных любовных гаданиях парни чаще обращались к яблоням, а девушки – к грушам. В течении двенадцати ночей, составлявших праздник середины зимы, девушки старались закинуть свою обувь в голые ветки грушевых деревьев. Если башмак цеплялся за ветку, в этом году девушку ждало замужество и, что более вероятно, обмерзшие по пути домой ноги.
Затем символизм груши изменился, и она вновь стала женским символом. Растущие в лесу дикие груши считались обителью ведьм и источником желудочных спазмов. Семена были ценным источником масла: из 12 кг семян получали до 1,5 литров масла. Средневековые врачи относились к свежим грушам с опаской, поскольку они порой тяжело усваиваются организмом; кое-кто даже считал груши ядовитыми. Другое дело – вареные груши, или грушевый сок: их часто предписывали как средство от проблем с пищеварением, высокого кровяного давления и заражений мочевого пузыря. Старое доброе заклинание против различных хворей звучит так:
«Груша, я обращаюсь к тебе: меня изводят трое червей: синий один, красный один, третий же сер; желаю, чтоб черви сии умерли все»
Для современного человека это выглядит как заклинание против червей, но следует помнить, что в Средние века именно черви считались причиной всех болезней. Некоторые из них были обычными червями, привычными нашему взору, но многие были невидимы – они прятались под корой деревьев и среди переплетенных корней, всегда готовые заразить неосторожного. Черви были причиной туберкулеза, головной и зубной боли, проблем с пищеварением. Считалось, что это заклинание, как и другие, ему подобные, гарантированно избавляло от червей.
© Жан Фрис, перевод: Ulfr Gunnarsson
• Груша (Pyrus pyrastec Pyrus communis)
«Грушевые деревья, отменные лазутчики
В стычке на равнине»
«Милы цветы на вершинах груш»
Как и яблоня, груша существует в дикой и культурной формах. Последней мы обязаны грекам и римлянам, во времена которых груша имела куда меньшие плоды с довольно кислым вкусом. Роль грушевого дерева в мифологии не была особенно значимой. Груша и яблоня в Средние века считались удачной парой, а Альберт Великий считал грушу мужским элементом. В народных любовных гаданиях парни чаще обращались к яблоням, а девушки – к грушам. В течении двенадцати ночей, составлявших праздник середины зимы, девушки старались закинуть свою обувь в голые ветки грушевых деревьев. Если башмак цеплялся за ветку, в этом году девушку ждало замужество и, что более вероятно, обмерзшие по пути домой ноги.
Затем символизм груши изменился, и она вновь стала женским символом. Растущие в лесу дикие груши считались обителью ведьм и источником желудочных спазмов. Семена были ценным источником масла: из 12 кг семян получали до 1,5 литров масла. Средневековые врачи относились к свежим грушам с опаской, поскольку они порой тяжело усваиваются организмом; кое-кто даже считал груши ядовитыми. Другое дело – вареные груши, или грушевый сок: их часто предписывали как средство от проблем с пищеварением, высокого кровяного давления и заражений мочевого пузыря. Старое доброе заклинание против различных хворей звучит так:
«Груша, я обращаюсь к тебе: меня изводят трое червей: синий один, красный один, третий же сер; желаю, чтоб черви сии умерли все»
Для современного человека это выглядит как заклинание против червей, но следует помнить, что в Средние века именно черви считались причиной всех болезней. Некоторые из них были обычными червями, привычными нашему взору, но многие были невидимы – они прятались под корой деревьев и среди переплетенных корней, всегда готовые заразить неосторожного. Черви были причиной туберкулеза, головной и зубной боли, проблем с пищеварением. Считалось, что это заклинание, как и другие, ему подобные, гарантированно избавляло от червей.
© Жан Фрис, перевод: Ulfr Gunnarsson